Анафилаксия

АнафилаксияАнафилаксияОстрая, системная генерализированная аллергическая реакция (обусловленная участием иммуноглобулина Е) на вещества, такие как вакцина, лекарственные препараты и пищевые продукты. Симптомы анафилаксии могут включать затрудненное дыхание, потерю сознания и падение артериального давления. Такое состояние может быть опасным для жизни и требует неотложной медицинской помощи. — это крайне редкая аллергическая реакция (один случай на миллион введенных вакцин), неожиданная и которая может привести к летальному исходу, если не будут предприняты соответствующие меры. Такую аллергическую реакцию могут вызывать антигены и компоненты вакцин. Такие реакции могут носить локальный или системный характер. Они могут включать анафилаксию от средней до тяжелой степени или ответную реакцию анафилактического типа (генерализированную уртикариюУртикария (также известная как крапивница)Появление на коже красных пятен, обычно сопровождающихся зудом. Такое состояние вызывает аллергия (например, на пищу, вакцину, лекарственные средства), стресс, инфекцию или физические агенты (жару или холод), крапивницу, свистящее дыхание, отек ротовой полости и горла, затрудненное дыхание, гипотензиюГипотензияПониженное кровяное давление и шок). Сообщения о случаях анафилаксии в странах низкого и среднего дохода населения встречаются реже, по сравнению со странами высокого уровня доходов. Это может быть обосновано сниженной чувствительностью эпидемиологического надзора и тем фактом, что данное проявление может быть не распознано (например, связано с другим фактором).

Руководство ВОЗ по распознаванию и лечению анафилаксии включено в приложение С «Массовые кампании иммунизации против кори: Сообщение и расследование побочных проявлений после иммунизации».71

Массовые кампании иммунизации против кори

Случаи анафилаксия неустановленной причины и несвязанной с использованием вакцины учащаются в юности и чаще наблюдаются у девочек. Вакцинаторы должны уметь распознать анафилаксию в отличие от потери сознания или вазовагального обморокаВазовагальный обморокНейроваскулярная реакция, вызывающая обморок. (которые также распространены у подростков), а также приступы тревоги и задержка дыхании — еще одних распространенных слабых побочных проявлений.

 

Неверный диагноз потери сознания и прочих распространенных причин коллапса, например, анафилаксии, может привести к неправильному лечению (например, использованию адреналинаАдреналинЛекарственный препарат, используемый для лечения тяжелых аллергических реакций (анафилаксии). Адреналин – гормон, вырабатываемый надпочечниками. или неспособности распознать и излечить другие серьезные состояния здоровья).

Как отличить анафилаксию от обморока (вазовагальной реакции)

  Обморок Анафилаксия
Начало Обычно в это время или вскоре после инъекции Обычно некоторая задержка от 5 до 30 мин. после инъекции
Симптомы
Кожа Бледная, потная, холодная, липкая Красная, выступающая и зудящая сыпь; отекшие веки, лицо; сыпь по всему телу.
Респираторные Дыхание нормальное или глубокое Шумное дыхание вследствие обструкции воздушных путей (хрип или стридорСтридорСвистящее дыхание (обычно слышимое на вдохе), обусловленное обструкцией трахеи или гортани.)
Сердечно-сосудистые БрадикардияБрадикардияНарушение ритма сердца в сторону снижения частоты сокращений. ТахикардияТахикардияРитм работы сердца, характеризуемый увеличением частоты сердечных сокращений по сравнению с нормальной работой сердца без физической нагрузки.
Переходная гипотензия Гипотензия
Желудочно-кишечные Тошнота, рвота Абдоминальные колики
Нейрологические Кратковременая потеря сознания, хороший ответ в позиции лежа на животе Потеря сознания, незначительный ответ в позиции лежа на животе

Использование адреналина при лечении анафилаксии

Адреналин, в качестве ответной меры на анафилаксию, стимулирует сердечный ритм и способствует устранению спазмов кровеносных сосудов и в легких, снижает отекОтекПрисутствие повышенного количества жидкости внутри и вокруг клеток, тканей или лимфатических пространств организма. и уртикарию. Однако адреналин — сильный агент, и при ненадлежащем применении может вызвать учащенное сердцебиение, сердечную недостаточность, тяжелую гипертензию и некрозНекрозОтмирание живых клеток или тканей. тканей, хотя и не при лечении истинной анафилаксии.  

Срок годности адреналина должен быть указан снаружи на упаковке по оказанию первой помощи. Адреналин, который приобрел коричневый оттенок, должен быть отбракован.

Ключевой момент

Каждый вакцинатор, который прошел обучение лечению анафилаксии, должен иметь быстрый доступ к аптечке с адреналином и знать дозы и путь введения препарата.

Anaphylaxis

AnaphylaxisAnaphylaxisAn acute, multi-system, allergic reaction (IgE mediated) to a substance, such as vaccination, drugs, and food. Symptoms of anaphylaxis may include breathing difficulties, loss of consciousness, and a drop in blood pressure. This condition can be fatal and requires immediate medical attention. is a very rare allergic reaction (one in a million vaccinees), unexpected, and can be fatal if not dealt with adequately. Vaccine antigens and com­po­nents can cause this allergic reaction. These reactions can be localLocal (or localized)Restricted or limited to a specific body part or region. or systemicSystemicRelating to a system, or affecting the entire body or an entire organism (e.g., fever). and can include mild-to-severe anaphylaxis or anaphylactic-like responses (e.g. ge­ne­ra­li­zed urticariaUrticaria (also known as hives)The eruption of red marks on the skin that are usually accompanied by itching. This condition can be caused by an allergy (e.g., food, vaccine, drugs), stress, infection, or physical agents (e.g., heat, cold). or hives, wheezing, swelling of the mouth and throat, breathing difficulties, hypotensionHypotensionLow blood pressure. and shock). Reports of anaphylaxis are less common in low- and middle-income countries compared to high-income countries, probably because of reduced surveillance sensitivity and as the event may not be recognized (i.e. death attributed to another factor).

WHO's guidelines on recognition and treatment of anaphylaxis is included in Annex C of Mass Measles Immunization Campaigns: Reporting and investigating adverse events following immunization.71

Mass Measles Immunization Campaigns

Anaphylaxis of unknown cause and unrelated to vaccines increases during adolescence, being more common among girls. Vaccinators should be able to distinguish anaphylaxis from fainting and vasovagal syncopeVasovagal syncopeA neurovascular reaction that leads to fainting. (which is also common in adolescents), as well as anxiety and breath-holding spells, which are all common benign adverse events.

 

Misdiagnosis of faints and other common causes of collapse, such as anaphylaxis, can lead to inappropriate treatment (e.g. use of adrenalineAdrenalineA drug used to treat severe allergic reaction (anaphylaxis). Also a hormone produced by the adrenal gland. and failure to recognize and treat other serious medical conditions).

Distinguishing anaphylaxis from a fainting (vasovagal reaction)

  Fainting Anaphylaxis
Onset Usually at the time or soon after injection Usually some delay between 5–30 minutes after injection
Symptoms
Skin Pale, sweaty, cold and clammy Red, raised, and itchy rash; swollen eyes, face; generalized rash.
Respiratory Normal to deep breaths Noisy breathing from airways obstruction (wheeze or stridorStridorA whistling sound generated when breathing (usually heard on inspiration) that indicates obstruction of the trachea or larynx.)
Cardiovascular BradycardiaBradycardiaAbnormally slow heartbeat. TachycardiaTachycardiaA heart rate that exceeds the normal range for a resting heart.
Transient hypotension Hypotension
Gastrointestinal Nausea/Vomiting Abdominal cramps
Neurological Transient loss of consciousness, good response once prone Loss of consciousness, little response once prone

Using adrenaline to treat anaphylaxis

Adrenaline stimulates the heart and reverses the spasm in the blood vessels and the lung passages, reduces oedemaOedemaThe presence of an excessive amount of fluid in or around cells, tissues, or serous cavities of the body. and urticaria, thus countering the anaphylaxis. But this very potent agent can cause irregular heartbeat, heart failure, severe hypertensionHypertensionHigh blood pressure. and tissue necrosisNecrosisThe death of living cells or tissues. if used inappropriately, although not when treating true anaphylaxis.

The expiry date of adrenaline should be written on the outside of the emergency kit. Adrenaline that has a brown tinge must be discarded.

Key point

Each vaccinator who is trained in the treatment of anaphylaxis should have rapid access to an emergency kit with adrenaline, and be familiar with its dosage and administration.