Живые аттенуированные вакцины (ЖАВ)

Используемые с 1950-х годов, живые аттенуированные вакциныЖивая аттенуированная вакцина (ЖАВ)Вакцина, приготовленная из живых микроорганизмов (имеющихся вирусов, бактерий), ослабленных в лабораторных условиях. Они размножаются в организме человека, прошедшего вакцинацию и вызывают иммунный ответ, но, как правило, вызывают заболевание в мягкой форме или не вызывают его вовсе. производятся из патогеновПатогенЛюбое вещество – возбудитель болезни. Наиболее часто используется в отношении организмов (например: бактерий, вирусов) и продуктов их биологической деятельности (например: токсинов)., вызывающих заболевание (вирусов или бактерий), которые были ослаблены в лабораторных условиях. Такие вирусы или бактерии развиваются в организме вакцинированного пациента. Однако, по причине своей ослабленности, они не вызывают заболевание, или же заболевание протекает в очень легкой форме.

Иммунный ответ

ЖАВ стимулируют отличный иммунный ответИммунный ответЗащитная реакция организма на введение инородных веществ или организмов, например: бактерий, вирусов или трансплантированных органов или тканей., который практически не уступает иммунному ответу на инфекцию патогена дикого типа.

Живые микроорганизмыМикроорганизмыСобирательное название группы живых организмов (включая бактерии и вирусы), которые можно увидеть лишь при помощи микроскопа. обеспечивают непрерывную антигенную стимуляцию, предусматривая достаточно времени для образования клеток памяти.

В случае вирусов или внутриклеточных микроорганизмов, когда, как правило, желательна выработка клеточно-опосредованного иммунитета.Клеточный иммунитетРазновидность иммунного ответа без участия антител, при котором специфические кровяные клетки, лейкоциты и лимфоциты, атакуют антигены и уничтожают их., аттенуированные патогены способны к саморепликации в клетках хозяина.

Безопасность и стабильность

Поскольку ЖАВ содержат живые организмы, есть определенная степень непредсказуемости, вызывающая беспокойство, когда речь заходит о безопасности и стабильности.

  • Способность аттенуированных патогенов вернуться в патогенную форму и вызвать заболевание в вакцинах или контактируемых с ними организмах, крайне редка. Крайне редко встречаются следующие серьезные побочные проявления:
    • вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) и
    • полиовирус вакцинного происхождения, вызывающий заболевание (ПВВП) и ассоциированный с оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ).
  • В своем иммунном ответе, правильно функционирующие иммунные системы уничтожают аттенуированные патогены. Лица с иммунной недостаточностью, например, ВИЧ-инфицированные пациенты, возможно, не смогут адекватно реагировать на аттенуированные антигены.
  • Инфекции, вызываемые устойчивыми микроорганизмами, например, при вакцинации против туберкулеза (БЦЖ), могут вызвать местный лимфаденит или диссеминированную БЦЖ-инфекцию.
  • Если вакцина была выращена в зараженной культуре тканей, есть возможность ее заражения другими вирусами (например, ретровирусами с коревой вакциной).
  • В качестве меры предосторожности, ЖАВ, обычно не вводится в период беременности. Тем не менее, реальная опасность для внутриутробного развития плода остается лишь теоретической. Так, многочисленные исследования показали, что случайная вакцинация против краснухи, имевшая место в период беременности, не вызывала повышенного риска появления врожденных пороков.
  • ЖАВ характеризуются повышенным потенциалом ошибок при иммунизации:
    • некоторые ЖАВ поставляются в лиофилизированной форме (в форме сухого порошка). Перед введением, такие вакцины должны быть восстановлены путем разведения со специальным растворителем, что оставляет место для программных ошибок, если использован неверный растворитель или лекарственный препарат.
    • многие ЖАВ требуют особого внимания к соблюдению холодовой цепи, для сохранения активности вакцины и вызывают сбой программы, если такие требования не выполняются.

Побочные реакции, ассоциированные с ЖАВ

Пять рекомендованных ВОЗ вакцин производятся, с использованием технологии ЖАВ:

  • Противотуберкулезная (БЦЖ),
  • Оральная полиомиелитная,
  • Коревая,
  • Ротавирусная,
  • Вакцина против желтой лихорадки.

В таблице ниже перечислены редкие, наиболее тяжелые побочные реакции, вызываемые данными вакцинами. Обратите внимание на частоту появления побочных реакций, чтобы понять, насколько низка или высока вероятность побочного проявления. Ознакомьтесь с комментариями, чтобы лучше понять дополнительную сопутствующую информацию по указанным побочным проявлениям.

Пять рекомендованных ВОЗ вакцин, изготавливаемых с использованием ЖАВ технологий

  Вакцина Редкие, более тяжелые побочные реакции Частота Комментарий
Противотуберкулезная (БЦЖ)28 Диссеминированная БЦЖ-инфекция с летальным исходомДиссеминированная БЦЖ-инфекция, генерализированное поражение с летальным исходомИнфекция, вызванная введением вакцины против туберкулеза (БЦЖ), поражающая большие участки тела, ткань или орган, приводящая к летальному исходу. очень редко, ок. 0,000019 – 0,000159% Встречается практически исключительно у людей с врожденным иммунодефицитом.
БЦЖ-оститБЦЖ-оститРедкая реакция на вакцину БЦЖ, вызывающая воспаление костей. very rare Раньше БЦЖ-оститы наблюдались в связи с определенными партиями вакцины, в настоящее время встречается очень редко.
Оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ)29 Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) у вакцинированных и их контактных лицВакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП)Крайне редкий риск развития паралитического полиомиелита в результате перорального введения полиомиелитной вакцины (ОПВ). Заболевание ассоциировано приблизительно с одной из 2.5 миллионов доз ОПВ. Риск ВАПП при введении ИПВ отсутствует. очень редко, ок.
0,0002 – 0,0004%
Важная составляющая глобальной кампании искорененияИскоренениеПолное и окончательное сведение к нулю в глобальном масштабе инфекционной болезни в результате направленных действий; последующих мероприятий по борьбе с ней не требуется. полиомиелита несмотря на побочные реакции.
Коревая31 Фебрильные судорогиФебрильныйИмеющий высокую температуру, лихорадочный. Фебрильная судорога — судорога или конвульсивные припадки, которые возникают при высокой температуре. Такие судороги часто наблюдаются у детей в возрасте до пяти лет; случаи долгосрочных травм, вызванных фебрильными судорогами, редки. редко, ок. 0,3% Побочные реакции, за исключением аллергических анафилактических реакций, менее вероятны после получения второй дозы коревой вакцины.
Пурпурная тромбоцитопенияПурпурная тромбоцитопенияТяжелый вид тромбоцитопении, характеризуемый кровоточивостью слизистой оболочки и кровоизлияния в кожные покровы в форме многочисленных кожных кровоизлияний (небольших пурпурных точек), наиболее часто наблюдаемых на нижней части ног и также в виде точечного образования гематом в местах легких ушибов. У детей, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, как правило – самокупирующееся заболевание и следует за вирусной инфекцией. очень редко, ок. 0,03%
АнафилаксияАнафилаксияОстрая, системная генерализированная аллергическая реакция (обусловленная участием иммуноглобулина Е) на вещества, такие как вакцина, лекарственные препараты и пищевые продукты. Симптомы анафилаксии могут включать затрудненное дыхание, потерю сознания и падение артериального давления. Такое состояние может быть опасным для жизни и требует неотложной медицинской помощи. очень редко, ок. 0,001% За вакцинацией может следовать аллергическая реакция на компоненты вакцины, включая неомицинНеомицинАнтибиотик широкого спектра действия, который используется при производстве ряда вакцин. и стабилизаторыСтабилизаторыСоединения, использование которых помогает поддерживать эффективность вакцины в течение всего периода ее хранения. Стабильность вакцины имеет первостепенное значение, в особенности, при ненадежности холодовой цепи. Факторы, влияющие на стабильность вакцины – температура и pH. консистенции или сорбитолСорбитолСпирт, используемый в производстве вакцин..
Ротавирус61 В ВОЗ не сообщалось До настоящего времени пострегистрационный эпиднадзор не указывает на повышенный риск кишечной инвагинацииКишечная инвагинацияПотенциально опасная для жизни непроходимость кишечника. Когда первая ротавирусная вакцина была разрешена к использованию в 1999 году, она была изъята с рынка после получения свидетельств, связывающих ее с незначительным повышением риска кишечной инвагинации. Вернуться к началу. или другой серьезной побочной реакции, связанной с использованием современных вакцин против ротавирусаВакцина против ротавирусаПрепарат живого аттенуированного ротавируса, который используется для иммунизации против ротавирусного гастроэнтерита у детей..
Желтая лихорадка (ЖЛ)62 Гиперчувствительная реакцияГиперчувствительностьПовышенная или выходящая за рамки нормы чувствительность тканей организма к антигену или чужеродному веществу. очень редко ЧувствительностьЧувствительностьВ контексте надзора в сфере здравоохранения доля всех случаев появления некоего состояния здоровья, обнаруженная системой надзора. к белку куриного яйца, используемого для стабилизации вакцины, может объяснить, по крайней мере, некоторые из этих случаев.
Вакциноассоциированное нейротропное заболеваниеВакциноассоциированное нейротропное заболеваниеКрайне редкое заболевание нервной системы, которое возникает после вакцинации против желтой лихорадки. (энцефалитЭнцефалитВид энцефалопатии, вызванный воспалительным поражением ткани головного мозга. Как правило, энцефалит сопровождается системными симптомами, в частности, увеличением температуры тела и повышенным содержанием клеточных элементов в цереброспинальной жидкости. Однако термины «энцефалопатия» и «энцефалит» используются в литературе неточно и даже как синонимы.) очень редко Infants seem more susceptible to vaccine-associated neurotropic disease than the YF-vaccinated population at large. По всей видимости, дети более подвержены вакциноассоциированному нейротропному заболеванию, по отношению к вакцинированной против желтой лихорадки популяции в целом.
Вакциноассоциированная висцеротропная патологияВакциноассоциированная висцеротропная патологияЗаболевание, сопровождаемое высокой температурой, поражением печени и заболеванием крови, которое крайне редко возникает после вакцинации против желтой лихорадки. очень редко у детей, ок. 0,00001% По всей видимости, пожилые люди более подвержены этой реакции (очень редко, ок. 0,04 – 0,05%) по отношению к вакцинированной против желтой лихорадки популяции в целом.

Вопрос

Какие из нижеперечисленных утверждений верны (возможны несколько вариантов ответов)

A. Фебрильные судороги — это редкая реакция на вакцинацию против кори.
B. Вероятность появления аллергических реакций при введении второй дозы коревой вакцины ниже, по сравнению с введением первой дозы коревой вакцины.
C. К живым вакцинам относятся БЦЖ, коревая, ротавирусная, коклюшная и вакцина против желтой лихорадки.
D. Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит вызывается вакцинами крайне редко (2-4 случая на 1 000 000 вакцинированных лиц).

Ответ

Правильные ответы: A и D.

Ответ B: Появление аллергических реакций анафилаксии более вероятно после введения второй дозы коревой вакцины.

Ответ C: Коклюшная (цК) — это инактивированная вакцина. К живым вакцинам относятся:

  • Противотуберкулезная (БЦЖ)
  • Оральная полиомиелитная вакцина,
  • Коревая,
  • Ротавирусная,
  • Вакцина против желтой лихорадки.

Live attenuated vaccines (LAV)

Immune response

LAVs stimulate an excellent immune responseImmune responseThe body's defense against foreign objects or organisms, such as bacteria, viruses or transplanted organs or tissue. that is nearly as good as compared to an infection with the wild-type pathogen.

Live microorganismsMicroorganismsTiny organisms (including bacteria and viruses) that can only be seen with a microscope. provide continual antigenic stimulation giving sufficient time for memory cell production.

In the case of viruses or intracellular microorganisms where cell-mediated immunityCell-mediated immunityAn immune response not involving antibodies, in which specific blood cells, leukocytes, and lymphocytes attack and remove antigens. is usually desired, attenuated pathogens are capable of replicating within host cells.

Safety and stability

Since LAVs contain living organisms, there is a degree of unpredictability raising some safety and stability concerns.

  • Attenuated pathogens have the very rare potential to revert to a pathogenic form and cause disease in vaccinees or their contacts. Examples for this are the very rare, serious adverse events of:
    • vaccine-associated paralytic poliomyelitis (VAPP) and
    • disease-causing vaccine-derived poliovirus (VDPV) associated with oral polio vaccine (OPV).
  • Functional immune systems eliminate attenuated pathogens in their immune response. Individuals with compromised immune systems, such as HIV-infected patients may not be able to respond adequately to the attenuated antigens.
  • Sustained infection, for example tuberculosis (BCG) vaccination can result in local lymphadenitis or a disseminated infection.
  • If the vaccine is grown in a contaminated tissue culture it can be contaminated by other viruses (e.g. retro viruses with measles vaccine).
  • As a precaution, LAVs tend not to be administered during pregnancy. However, the actual potential for fetal damage remains theoretical. For example, numerous studies have demonstrated that accidental rubella vaccination during pregnancy did not result in an increased risk of birth defects.
  • LAVs can have increased potential for immunization errors:
    • Some LAVs come in lyophilized (powder) form. They must be reconstituted with a specific diluent before administration, which carries the potential for programmatic errors if the wrong diluent or a drug is used.
    • Many LAVs require strict attention to the cold chain for the vaccine to be active and are subject to program failure when this is not adhered to.

Adverse reactions associated with LAVs

Five vaccines that are recommended by WHO are produced using LAV technology which are displayed in the table below:

  • Tuberculosis (BCG),
  • Oral Polio Vaccine,
  • Measles,
  • Rotavirus,
  • Yellow Fever.

The table lists the rare, more severe adverse reactions of these vaccines. Note the frequency of the adverse reactions to get an idea of how low or high the possibility of an adverse event is. Also read the Comments to understand additional context details on the adverse events.

Five WHO recommended vaccines using LAV technology

  Vaccine Rare, more severe adverse reactions Frequency Comment
Tuberculosis (BCG)28 Fatal dissemination of BCG infectionFatal dissemination of BCG infectionTuberculosis (BCG) vaccine-induced infection that is spread over a large area of the body, a tissue, or an organ, and results in death. very rare at 0.000019 – 0.000159% Almost exclusively occurs in inadvertently immunized persons with severely compromised cellular immunity.
BCG osteitisBCG osteitisA rare reaction from BCG vaccination, causing inflammation of the bone. very rare In the past BCG osteitis has been reported in connection with certain vaccine batches but now occurs very rarely.
Oral polio vaccine (OPV)29 Vaccine-associated paralytic poliomyelitis
(VAPP) in vaccinees
and their contactsVaccine-associated paralytic poliomyelitis (VAPP)A very rare risk of paralytic polio resulting from oral poliomyelitis vaccine (OPV). Associated with approximately one in every 2.5 million doses of OPV. VAPP is not a risk with IPV.
very rare at
0.0002 – 0.0004%
An essential component of the global polio eradicationEradicationThe complete and permanent worldwide reduction to zero new cases of an infectious disease through deliberate efforts; no further control measures are required. campaign despite adverse reactions.
Measles31 Febrile seizuresFebrileRelating to fever; feverish. A febrile seizure is a seizure or convulsion that occurs during a high fever. Common in children under five years of age, rarely resulting in long term injury. uncommon at 0.3% Adverse reactions, with the exception of allergic anaphylactic reactions, are less likely to occur after receipt of the second dose of measles vaccine.
Thrombocytopenic purpuraThrombocytopenic purpuraSevere thrombocytopenia characterized by mucosal bleeding and bleeding into the skin in the form of multiple petechiae (small purlish spot), most often evident on the lower legs, and scattered small bruises at sites of minor trauma. In children, idiopathic thrombocytopenic purpura is usually self-limited and follows a viral infection. very rare at 0.03%
AnaphylaxisAnaphylaxisAn acute, multi-system, allergic reaction (IgE mediated) to a substance, such as vaccination, drugs, and food. Symptoms of anaphylaxis may include breathing difficulties, loss of consciousness, and a drop in blood pressure. This condition can be fatal and requires immediate medical attention. very rare at 0.001% Allergic reactions to vaccine components including neomycinNeomycinA broad-spectrum antibiotic that is used in the manufacture of some vaccines. and the stabilizersStabilizersCompounds that are used to help vaccine maintain its effectiveness during storage. Vaccine stability is essential, particularly where the cold chain is unreliable. Factors affecting stability are temperature and pH. gelatine or sorbitolSorbitolAn alcohol used in the manufacture of some vaccines., may follow vaccination.
Rotavirus61 None reported to WHO To date, post-licensure surveillance does not indicate any increased risk of intussusceptionIntussusceptionA potentially life threatening obstruction of the bowel. When the first rotavirus vaccine was licensed in 1999, it was withdrawn from the market following evidence linking it to a small increase in the risk of intussusception. or other serious adverse reaction associated with the use of current rotavirus vaccinesRotavirus vaccineA preparation of live attenuated rotavirus used to immunize against infant rotaviral gastroenteritis..
Yellow fever (YF)62 Hypersensitivity reactionsHypersensitivityAn excessive or abnormal sensitivity in a body tissue to an antigen or foreign substance. very rare SensitivitySensitivityIn the context of public health surveillance, the proportion of all incident cases of a health condition detected by a surveillance system. to egg, which is commonly used to stabilize the vaccine, may explain at least some of these cases.
Vaccine-associated neurotropic diseaseVaccine-associated neurotropic diseaseA very rare disease of the nervous system that follows vaccination against yellow fever. (encephalitisEncephalitisRefers to an encephalopathy caused by an inflammatory response in the brain. This is usually manifested with systemic constitutional symptoms, particularly fever and pleocytosis of the cerebrospinal fluid. However, the terms encephalopathy and encephalitis have been used imprecisely and even interchangeably in the literature.) very rare Infants seem more susceptible to vaccine-associated neurotropic disease than the YF-vaccinated population at large.
Vaccine-associated viscerotropic diseaseVaccine-associated viscerotropic diseaseA disease that presents with fever, liver damage and blood disorders that very rarely results from vaccination against yellow fever. very rare in children at 0.00001% The elderly seem more susceptible to reaction (very rare at 0.04 – 0.05%) than the YF-vaccinated population at large.


Which of the following statements is correct? (Several answers possible)

A. Febrile seizures are an uncommon reaction to vaccination with measles.
B. Compared to giving the first dose of measles vaccine, allergic reactions are less likely to occur during the second dose of measles vaccine.
C. Live vaccines include BCG, Measles, Rotavirus, Pertussis vaccine and Yellow fever vaccine.
D. Vaccine associated paralytic poliomyelitis occurs very rarely among vaccines (2 – 4 cases per 1 000 000 vaccinated persons).


Answers A and D are correct.

Answer B: Allergic anaphylactic reactions are more likely to occur after receipt of the second dose of measles vaccine.

Answer C: Pertussis (wP) is an inactivated vaccine. Live vaccines include:

  • Tuberculosis (BCG)
  • Oral Polio Vaccine,
  • Measle,
  • Rotavirus,
  • Yellow Fever.