Субъединичные вакцины

Иммунный ответ

  • Субъединичные вакцины, подобно инактивированным цельноклеточным вакцинам, не содержат живых компонентов патогена. От инактивированных цельноклеточных вакцин они отличаются тем, что содержат лишь антигенные части патогена. Эти части необходимы для выработки защитного иммунного ответа.
  • Такая точность достается дорогой ценой, поскольку антигенные свойства различный потенциальных субъединиц патогена должны быть детально изучены с целью определения, какие именно комбинации будут вызывать правильный иммунный ответ.
  • Часто происходит так, что ответ может быть вызван, однако нет гарантии, что иммунологическая память будет сформирована должным образом.

Безопасность и стабильность

Подобно инактивированным вакцинам, субъединичные вакцины не содержат живых компонентов и считаются очень безопасными.

Ключевой момент

Вместо того чтобы внедрять в иммунную систему цельноклеточную вакцину (инактивированную или аттенуированную), в субъединичную вакцину вводится фрагмент патогена, который и вызывает соответствующий иммунный ответ.

В отношении субъединичных вакцин применяется следующая классификация:

Субъединичные вакцины на белковом носителе

Субъединичные вакцины на белковом носителе вводят в иммунную систему антиген без вирусных частиц, с использованием специфичного, изолированного белка патогена. Слабая сторона данной технологии заключается в том, что изолированные белки, при денатурации, могут образовать связи с другими антителами, а не с белком патогена.

Широко используются следующие субъединичные вакцины на белковом носителе:

  • бесклеточная коклюшная вакцина (бК) одержащая инактивированный коклюшный токсин (белок) и может содержать один или более бактериальных компонентов. Коклюшный токсин обезврежен посредством химической обработки или с использованием технологий молекулярной генетики.
  • Гепатит B-вакцины состоят из поверхностного антигена вируса Гепатита B (HbsAg), белка, который производит вирус гепатита B. Ранее, вакцинные продукты изготавливались с использованием очищенной плазмы инфицированных лиц. Позднее, данный метод был заменен рекомбинантной технологией. Такая технология позволяет получить HbsAg без использования человеческой плазмы, что повышает безопасность вакцины и исключает риск потенциального заражения человеческой плазмы. 

В таблице ниже перечислены редкие, наиболее тяжелые побочные реакции, вызываемые данными вакцинами. Обратите внимание на частоту появления побочных реакций, чтобы понять, насколько низка или высока вероятность побочного проявления. Ознакомьтесь с комментариями, чтобы лучше понимать дополнительные сопутствующие данные по указанным побочным проявлениям.

Побочные реакции, ассоциированные с субъединичными белковыми вакцинами

 ВакцинаРедкие, более тяжелые побочные реацкииКомментарий
Бесклеточная коклюшная вакцина (бК)30 Такие же, как у столбнячной и дифтерийной токсоидных вакцин. Бесклеточная коклюшная вакцина менее реактогенна в плане реакций легкой или средней степени тяжести, чем цельноклеточная вакцина. См. Коклюшная вакцина.
Гепатит B (Геп B)63 Очень редко Сообщения о серьезных анафилактических реакциях очень редки.
Полисахаридные вакцины

Некоторые бактерии, при инфицировании человека, часто защищены полисахаридной (сахарной) капсулой, которая позволяет организму избежать воздействия защитной системы человеческого организма, особенно при поражении детей и лиц молодого возраста.

Полисахаридные вакцины вырабатывают ответную реакцию, направленную против молекул в капсуле патогена. Эти молекулы малы и зачастую, их иммуногенность не высока. Как следствие, они, как правило, могут:

  1. Быть неэффективными для новорожденных и детей младшего возраста (до 18—24 месяцев);
  2. Вызывают лишь краткосрочный иммунитет (медленный иммунный ответ, медленное увеличение уровня антител, отсутствие иммунной памяти).

Примеры полисахаридных вакцин включают менингококковую инфекцию, вызываемую Neisseria meningitidis групп A, C, W135 и Y, а также пневмококковую инфекцию.

Конъюгированные субъединичные вакцины

Конъюгированные субъединичные вакцины также вырабатывают ответную реакцию на молекулы в капсуле патогена. По сравнению с простыми полисахаридными вакцинами, они изготавливаются с применением технологии, которая связывает полисахарид с белком-носителемБелок-носительБелок, конъюгированный со слабым антигеном, для усиления его иммуногенности при использовании в качестве вакцины, который может вызвать долгосрочный защитный ответ даже у младенцев.

Для целей конъюгации, используются различные белковые носители, включая дифтерийный и столбнячный анатоксин. Конъюгированные субъединичные вакцины могут, таким образом, предотвращать распространенные бактериальные инфекции, для которых простые полисахаридные вакцины или неэффективны для групп наибольшего риска (младенцев) или же обеспечивают лишь краткосрочную защиту (в любом ином организме).

Создание конъюгированных субъединичных вакцин ознаменовало новый этап в истории иммунизации против заболеваний, вызываемых такими инкапсулированными организмами, как менингококки, Haemophilus influenzae тип b (Hib) и пневмококки.

ВОЗ рекомендует для детей конъюгированные вакцины против Haemophilus influenzae тип b (Hib) и пневмококковой инфекции. Кроме того, вакцина против инфекции менингококка А, введенная в Африке ˙ тоже конъюгированная субъединичная вакцина.

Побочные реакции, ассоциированные с введением конъюгированных вакцин

 ВакцинаРедкие, более тяжелые побочные реацкииКомментарий
Haemophilus influenzae тип b конъюгированная (Hib)65 Не известны Вакцина Hib не ассоциируется ни с одной редкой, серьезной побочной реакцией.
Конъюгированная пневмококковая, 7-валентнаяВалентностьЧисло типов микроорганизмов, охватываемых вакцинным продуктом (например: вакцины против сезонного гриппа, как правило, охватывают три типа вируса и называются трехвалентными). (PCV-7),
10-валентная (PCV-10),
13-валентная (PCV-13)66
Не известны Конъюгированная пневмококковая вакцина не ассоциируется ни с одной редкой, серьезной побочной реакцией. Как и при введении любой новой вакцины, важно продолжать наблюдение для выявления возможных неожиданных побочных эффектов.

 

 

Ключевой момент

Конъюгированные вакцины могут предотвращать распространенные бактериальные инфекции, для которых простые полисахаридные вакцины или неэффективны для групп наибольшего риска (младенцев) или же обеспечивают лишь краткосрочную защиту (в любом ином организме).

Вопрос

Какое утверждение неверное:

A. Полисахаридные вакцины вызывают иммунный ответ против полисахаридной капсулы.
B. Конъюгированные вакцины связывают полисахарид с белковым носителем.
C. Полисахаридные вакцины характеризуются направленным действием, но невысокой иммуногенностью. Они вызывают лишь краткосрочный иммунитет. Полисахаридные вакцины не вызывают достаточного иммунного ответа у новорожденных и детей младшего возраста, однако они могут вызывать такой ответ у взрослых.
D. Коревая вакцина — типичный пример конъюгированной вакцины, которая обеспечивает для новорожденных лучшую защиту, по сравнению с полисахаридной вакциной.
E. Конъюгированная вакцина эффективна для групп наибольшего риска (младенцев) и обеспечивают долгосрочную защиту (в любом ином организме).

Ответ

Ответ D неверный.

  • Коревая вакцина — это живая вакцина, а не конъюгированная.

Subunit vaccines

Immune response

  • Subunit vaccines, like inactivated whole-cell vaccines, do not contain live components of the pathogen. They differ from inactivated whole-cell vaccines, by containing only the antigenic parts of the pathogen. These parts are necessary to elicit a protective immune response.
  • This precision comes at a cost, as antigenic properties of the various potential subunits of a pathogen must be examined in detail to determine which particular combinations will produce an effective immune response within the correct pathway.
  • Often a response can be elicited, but there is no guarantee that immunological memory will be formed in the correct manner.

Safety and stability

Like inactivated vaccines, subunit vaccines do not contain live components and are considered as very safe.

Key point

Rather than introducing a whole-cell vaccine (either inactivated or attenuated) to an immune system, a subunit vaccine contains a fragment of the pathogen and elicits an appropriate immune response.

Subunit vaccines can be further categorized into:

Protein-based subunit vaccines

Protein based subunit vaccines present an antigen to the immune system without viral particles, using a specific, isolated protein of the pathogen. A weakness of this technique is that isolated proteins, if denatured, may bind to different antibodies than the protein of the pathogen.

Commonly used protein-based subunit vaccines are the following:

  • Acellular pertussis (aP) vaccines contain inactivated pertussis toxin (protein) and may contain one or more other bacterial components. The pertussis toxin is detoxified either by treatment with a chemical or by using molecular genetic techniques.
  • Hepatitis B vaccines are composed of the hepatitis B virus surface antigen (HBsAg), a protein produced by hepatitis B virus. Earlier vaccine products were produced using purified plasma of infected individuals. This production method has been replaced by recombinant technology that can produce HBsAg without requiring human plasma increasing the safety of the vaccine by excluding the risk from potential contamination of human plasma. 

The table lists the rare, more severe adverse reactions of these vaccines. Note the frequency of the adverse reactions to get an idea of how low or high the possibility of an adverse event is. Also read the Comments to understand additional context details on the adverse events.

Adverse reactions associated with subunit protein-based vaccines

 VaccineRare, more severe adverse reactionsComment
Acellular pertussis (aP)30 Same as tetanus and diphtheria toxoid vaccines. Acellular pertussis-containing vaccines are less reactogenic in terms of mild-to-moderate reactions than wP-containing vaccines. See Pertussis vaccine example.
Hepatitis B (HepB)63 Very rare Reports of severe anaphylactic reactions are very rare.
Polysaccharide vaccines

Some bacteria when infecting humans are often protected by a polysaccharide (sugar) capsule that helps the organism evade the human defense systems especially in infants and young children.

Polysaccharide vaccines create a response against the molecules in the pathogen's capsule. These molecules are small, and often not very immunogenic. As a consequence they tend to

  1. Not be effective in infants and young children (under 18–24 months),
  2. Induce only short-term immunity (slow immune response, slow rise of antibody levels, no immune memory).

Examples of polysaccharide vaccines include Meningococcal disease caused by Neisseria meningitidis groups A, C, W135 and Y, as well as Pneumococcal disease.

Conjugate subunit vaccines

Conjugate subunit vaccines also cre­a­te a response against the mo­le­cu­les in the pathogen's capsule. In comparison to plain polysaccharide vaccines, they benefit from a tech­no­lo­gy that binds the po­ly­sa­c­cha­ri­de to a carrier proteinCarrier proteinA protein linked to a weak antigen to increase its immunogenicity when used as a vaccine. that can induce a long-term protective response even in infants.

Various protein carriers are used for conjugation, including diphtheria and tetanus toxoid. Conjugate subunit vaccines, can therefore prevent common bacterial infections for which plain polysaccharide vaccines are either ineffective in those most at risk (infants) or provide only short-term protection (everyone else).

The advent of conjugate subunit vaccines heralded a new age for immunization against diseases caused by encapsulated organisms such as meningococcus, Haemophilus influenzae type b (Hib) and pneumococcus.

WHO recommends that children receive Haemophilus influenzae type b (Hib) and pneumococcal conjugate vaccines. In addition, the meningococcal A vaccine introduced in Africa is also a conjugated subunit vaccine.

Adverse reactions associated with conjugate vaccines

 VaccineRare, more severe adverse reactionsComment
Haemophilus influenzae type b conjugate (Hib)65 None known Hib vaccine has not been associated with any rare, more severe adverse reactions.
Pneumococcal conjugate, 7-valentValentThe number of types of a microorganism that are covered in a vaccine product (e.g. seasonal influenza vaccines that typically cover three virus types are called tri-valent). (PCV-7),
10-valent (PCV-10),
13-valent (PCV-13)66
None known PCV conjugate vaccines have not been associated with any rare, more severe adverse reactions. As with the introduction of any new vaccine, continued surveillance for possible unexpected effects is important.

 

 

Key point

Conjugate vaccines can prevent common bacterial infections for which plain polysaccharide vaccines are either ineffective in those most at risk (infants) or provide only short-term protection (everyone else).

Question

Which of the following statements is incorrect:

A. Polysacharide vaccines provoke an immune response against the polysaccharide capsule.
B. Conjugate vaccine binds the polysaccharide to a carrier protein.
C. Polysacharide vaccines are targeted, but not very immunogenic. They induce only short-term immunity. Polysacharide vaccines do not provoke a sufficient immune response in infants and young children but can in adults.
D. Measles vaccine is a typical example for a Conjugate vaccine that provides better protection for infants compared to a Polysaccharide vaccine.
E. Conjugate vaccine is effective in those most at risk (infants) and provides longer term protection (everyone else).

Answer

Answer D is incorrect.

  • Measles vaccine is a live vaccine, not a conjugate vaccine.