Безопасность вакцин в программах иммунизации

В эпоху до вакцинации заболеваемость и смертность от инфекций, которые сегодня предупреждаются вакцинацией, была высока. И поскольку вакцин не существовало, не было и побочных проявлений после них. На диаграмме стадия до вакцинации (ЭТАП 1) — это стадия до появления вакцины.

Potential stages in the evolution of an immunisation programme
Возможные этапы эволюции программы иммунизации.

Диаграмма из публикации Chen RT et al. The Vaccine Adverse Event Reporting SystemVaccine Adverse Event Reporting System (VAERS)A passive surveillance system in the US intended to collect reports of reactions to vaccines. Under the aegis of the US Centers for Disease Control and Prevention and the US Food and Drug Administration. (VAERS). Vaccine, 1994: 12(6):542–550.

На ЭТАПЕ 2  после внедрения эффективной вакцины для предупреждения определенной болезни, рост охвата иммунизацией приведет к снижению заболеваемостиЗаболеваемостьЧисло новых случаев (например: болезни, побочных проявлений), возникших в определенной популяции в течение определенного времени, часто, одного года., и в то же время в центре внимания могут оказаться побочные проявления (ПППИ), реальные или кажущиеся. Парадоксально, но вопросы безопасности вакцины вероятнее всего начинают беспокоить население как раз когда положительное действие вакцины наиболее очевидно, и охват вакцинацией наивысший.

Такое повышенное внимание в ПППИ, которое часто усиливается в результате освещения прессой одного или нескольких случаев, может привести к:

Под действием возвращения заболеваемости или появления альтернативных вакцин доверие населения к вакцинам восстанавливается. Уровень вакцинации растет, а заболеваемость снижается до ранее достигнутого низкого уровня (ЭТАП 4).

В случае предупреждаемых вакциной болезнейИнфекции, предупреждаемые путем вакцинопрофилактикиИнфекции, в отношении которых вакцины могут обеспечить частичную или полную защиту., таких как оспаНатуральная оспаОстрая, высокоинфекционная болезнь, часто с летальным исходом, вызывается вирусом натуральной оспы и характеризуется высокой температурой и болью с последующим широким повсеместным появлением папул, которые образуют волдыри, пустулы и, на последней стадии, рубцы. В 1980 году на сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения было объявлено об искоренении оспы., использование вакцины может быть прекращено. Таким образом устраняется риск любого побочного проявленияПобочное проявление (или побочное явление)Любое неблагоприятное с медицинской точки зрения проявление, которое возникает во время лечения фармацевтическим препаратом, но которое не обязательно имеет причинно-следственную связь с этим лечением. от ее использования (ЭТАП 5). Чтобы указанный цикл не повторялся, любые проблемы безопасности вакцины должны быть своевременно выявлены, оценены, приняты ответные меры, что обеспечит обретение и сохранение доверия населения.

Ключевой момент

Чем успешнее кампания вакцинации, тем менее очевидной населению может стать предупреждаемая вакциной болезнь. Когда в восприятии населения угроза основной болезни исчезает, главное внимание населения могут занимать связанные с вакциной побочные проявления. К снижению доверия к вакцине может привести искаженное восприятие риска вакцины и забвение того, что угроза здоровью от основной болезни во много раз больше.

Для обеспечения постоянного доверия населения к вакцине следует непременно:

  • Вести контроль частоты возникновения ПППИ,
  • Проводить научную оценку вероятных ассоциаций,
  • Принимать ответные меры на вновь выявленный риск вакцин,
  • Заблаговременно информировать пациентов и родителей о положительных результатах и рисках через доверенное медицинское учреждение.

Vaccine safety in immunization programmes

In the pre-vaccine era, morbidity and mortality caused by infectious diseases that are now preventable were high. Obviously, as vaccines did not exist, there were no adverse events to them yet. The pre-vaccine stage in the graph (STAGE 1) is the phase before the vaccine gets introduced.

Potential stages in the evolution of an immunisation programme
Potential stages in the evolution of an immunization programme.

Diagram adapted from Chen RT et al. The Vaccine Adverse Event Reporting SystemVaccine Adverse Event Reporting System (VAERS)A passive surveillance system in the US intended to collect reports of reactions to vaccines. Under the aegis of the US Centers for Disease Control and Prevention and the US Food and Drug Administration. (VAERS). Vaccine, 1994: 12(6):542–550.

In STAGE 2, after an effective vaccine is introduced to prevent a particular disease, an increase in immunization uptake will result in a decrease in disease incidenceIncidenceThe number of new cases (e.g., of a disease, adverse event) occurring in a defined population during a given time interval, often one year., but also adverse events (AEFI), real or perceived, may become a major focus. Paradoxically, it is just when vaccine benefits are most apparent and vaccine coverage is highest that vaccine safety concerns are most likely to increase in the general public.

This increased focus on AEFIs, often intensified by media coverage of one or a few case reports, may lead to:

The resurgence of disease or the availability of an alternative vaccine results in renewed public acceptance of vaccination against the disease. Vaccination levels increase and the disease is reduced to earlier low levels (STAGE 4).

For vaccine-preventable diseasesVaccine-preventable diseasesDiseases for which vaccines exist that can confer partial or complete protection. such as smallpoxSmallpoxAn acute, highly infectious, often fatal disease caused by a variola virus and characterized by high fever and aches with subsequent widespread eruption of pimples that blister, produce pus, and form pockmarks. Declared eradicated by the World Health Assembly in 1980. that can be eradicated, vaccine use can be stopped, thereby removing the risk of any adverse eventAdverse event (or adverse experience)Any untoward medical occurrence that may appear during treatment with a pharmaceutical product but which does not necessarily have a causal relationship with the treatment. resulting from its use (STAGE 5). To ensure that the cycle displayed in the graph does not repeat, any vaccine safety issue requires timely detection, evaluation, and response efforts to gain and maintain high public confidence.

Key point

The more successful a vaccination campaign is, the less visible the prevented disease may become to the public. As the threat of the original disease vanishes in the perception of the public, the attention of the population may focus to the adverse events of the vaccine. A distorted perception of the risk of vaccines and negligence of the much greater health threat by the original disease may lead to decreased acceptance of the vaccine.

To ensure continued public acceptance of vaccines, it is essential to:

  • Monitor the incidence of AEFIs,
  • Scientifically evaluate the likely associations,
  • Respond to newly identified risks from vaccines,
  • Communicate the benefits and risks to patients and parents through a trusted health care source in advance of the vaccination visit.